Оценка стоимости нематериальных активов

✔ Готовим подробный отчет с обоснованием стоимости НМА ✔ Работу проводит аттестованный оценщик ✔ Цена наших услуг от 48 000 рублей, рассчитывается индивидуально до заключения договора
image

Прокручивание контента

общение напрямую
Общение с патентоведом напрямую

Мы с радостью проведём онлайн-встречу, заключим договор и будем работать удаленно, независимо от вашего местоположения.

защита
Гарантия результата, а не просто возврат средств

Сопровождаем каждую заявку «под ключ» и гарантируем выполнение всех обязательств, предусмотренных договором.

защита
Никаких переплат.
Фиксируем цену на старте

Вы заплатите только ту сумму, которую мы обговорим в самом начале. Никаких неожиданных платежей.

2006
С 2006 года мы работаем с интеллектуальной собственностью

Над каждой заявкой работает команда специалистов: патентные поверенные, адвокаты и эксперты.

6 000+
зарегистрированных объектов

С большой долей вероятности ваш случай будет похож на те, что были в нашей практике.

65
стран, где представляем Ваши интересы

С помощью наших партнёров поможем вам получить патент или зарегистрировать товарный знак в других странах.

Получите бесплатную консультацию по оценке нематериальных активов

Понятие нематериального актива простыми словами

Постоянное технологическое совершенствование производства и внедрение инноваций ставит вопрос об определении стоимости интеллектуального капитала. В некоторых компаниях и предприятиях нематериальные активы (НМА) оцениваются в сотни миллионов долларов, что сразу влияет на ее имидж и положение на рынке.

Вопрос учета и оценки НМА актуален для создателей новых технологий, которые продают свои труды. Они должны точно знать, что продали их по адекватной рыночной цене. В то же время и покупатели таких активов должны понимать, чем обусловлена такая стоимость, чтобы не понести убытки, а быть уверенными в прибыли вложенных средств.

Но перед тем как перейти к основам оценки нематериальных активов, разберемся сначала с самим понятием.

Здания, машины, станки – это все материальные активы, а технологии, которые используются на предприятии – нематериальные. При этом последние обязательно должны приносить прибыль, иначе весь смысл их использования теряется.

Помимо отсутствия вещественного фактора и получения денежной выгоды, НМА присущи следующие критерии:

  • владелец бизнеса является правообладателем объекта или его законным пользователем, то есть у вас есть все необходимые документы, которые подтверждают ваше право собственности или пользования;
  • он может выгодно использоваться не менее года и приносить прибыль – обычно он применяется для продажи или производства товаров, выполнения работ, предоставления услуг;
  • можно определить первичную стоимость объекта и поставить его на учет в бухгалтерии;
  • объект может быть отделен от других активов предприятия;
  • компания не собирается продавать актив в течение года.

Предприятия, которые используют нематериальную собственность или придумывают полезные технологии и совершают с ними какие-либо сделки, обязательно должны их оценить. Иначе могут возникнуть проблемы с Федеральной налоговой службой при обосновании цены сделок.

Какой объект является НМА

Некоторые предприниматели не сразу могут определить нематериальный актив. Всегда стоит помнить, что речь идет об интеллектуальной собственности, а не о ее вещественном проявлении. Например, НМА будет являться новое музыкальное произведение, но не сам диск, на который оно записано.

Установленной классификации нематериальных активов на сегодняшнее время нет, но большинство исследователей относят к ним следующие объекты:

  • объекты интеллектуальной собственности и средства индивидуализации – тексты, музыка, фотографии, товарный знак. изобретение, промышленный образец, программы для компьютеров, ноу-хау и т.д.;
  • права на пользование природными ресурсами;
  • деловая репутация и имидж фирмы (в этом случае используют понятие «гудвилл», то есть, благодаря чему компания занимает такое место на рынке, а также учитываются ее отличительные особенности).

Обычно мегакорпорации сразу тот или иной объект относят к НМА. Самая основная проблема – это правильно его оценить.

Когда потребуется оценка нематериальных активов организации

Компании может понадобиться подробный анализ в любой момент: на этапе создания технологии, произведения, товарного знака или на момент их продажи. В большинстве случаев оценить нематериальный актив необходимо, если:

  • заключаете договор купли-продажи;
  • передаете собственность в пользование – лицензионный договор, франшиза;
  • реорганизуете предприятие (например, слияние двух компаний);
  • ищете инвестора – ему необходимо объяснить, почему ваш проект выгоден и какую он получит прибыль, а без оценки ключевого преимущества технологии не обойтись;
  • переоцениваете капитал компании;
  • вашу коммерческую оганизацию приватизирует государство.

В любой из указанных выше ситуаций необходимо оценить нематериальный объект. Сложность заключается в определении справедливой стоимости актива, особенно, когда в этом заинтересованы две противоположные стороны договора. По понятным причинам продавец желает завысить цену, а покупатель – наоборот ее понизить, чтобы не переплачивать.

Поэтому всегда прибегают к помощи независимых экспертов-оценщиков. Важно выбирать такого специалиста, который занимается именно оценкой нематериальных активов и интеллектуальной собственности, а не недвижимости и других объектов, так как методология при подсчёте отличается.

Первоначальная оценка НМА

Для того чтобы поставить такие объекты на баланс компании, необходимо определить их начальную цену. Всегда в таком случае учитывается источник возникновения нематериального актива. В большинстве своем ими являются:

  • возмездная сделка;
  • создание актива самой компанией, точнее ее сотрудниками;
  • внесение в уставный капитал;
  • безвозмездное получение.

Если корпорация приобрела НМА в результате заключения договора купли-продажи, лицензионного соглашения, то при определении первоначальной стоимости учитываются следующие показатели:

  • цена, которая указана в договоре;
  • официальные сборы и пошлины, которые фирма заплатила за оформление соглашения – например, пошлины за регистрацию договора отчуждения товарного знака;
  • стоимость услуг посредников – юристы, которые содействовали в оформлении сделки;
  • иные расходы, которые понесла компания.

Если фирма сама создала нематериальный актив, то она капитализирует все расходы. В указанные выше затраты добавляются:

  • оплата сотрудников, которые создавали объект (например, автор изобретения, дизайнер, писатель и т.д.);
  • страховые взносы с фонда оплаты труда работников, трудившихся над технологией;
  • амортизационные расходы на оборудование – затраты на модернизацию техники и другого материального имущества, которое использовалось для создания актива.

Не всегда компании правильно и полностью капитализируют все расходы и включают их в себестоимость товара/услуг. Поэтому затем приходится переоценивать имущество. Чаще всего первоначальная стоимость складывается из реальных затрат: пошлина на регистрацию объекта, зарплата сотрудников, оплата услуг юристов и т.д.

При внесении нематериального объекта в уставный капитал его стоимость согласовывается учредителями. Обычно они пользуются услугами независимого профессионального оценщика во избежание разногласий в стоимости оценки НМА. Она подтверждается отчетом, который можно предоставить партнерам и сотрудникам налоговой службы при необходимости.

Нематериальные активы передаются безвозмездно только в исключительных случаях. Например, внутри холдинга, так как они зависимы друг от друга.

Переоценивать активы в дальнейшем необходимо после постановки их на учет. Используются методы рыночного оценивания или амортизируется первоначальная стоимость.

Методы оценки стоимости НМА

1) Затратный подход – его суть состоит в определении расходов, которые понес правообладатель в результате создания нематериального объекта или его покупки. Обычно эти суммы отражены в официальных документах, например, лицензионный договор, платежное поручение и т.д. С помощью такого метода определяется себестоимость объекта и его первоначальная стоимость.

Но главный минус такого способа – это несоответствие изначальной цены дальнейшей прибыли. Ведь зачастую сумма, которая потратилась на создание или покупку товарного знака, будет значительно меньше выгоды, которую он принесет. Именно поэтому затратный метод используется редко, если другие подходы к оценке НМА не могут использоваться по каким-то причинам.

2) Доходный подход позволяет определить стоимость активов в будущем, то есть какое количество денег можно заработать с его использования. Риск применения такого подхода – большое количество предположений и отсутствие достоверной информации. Для этого используется несколько методов:

  • метод капитализации прибыли – используется исключительно для расчета активов устойчивых предприятий, которые достаточно длительное время успешно функционируют на рынке. Главным образом – в ближайшее время можно с уверенностью сказать, что рентабельность производства не снизится. Такой метод применяется редко, так как предприятий подобного рода немного.
  • метод дисконтирования – рассчитывается сумма денежных потоков, которые получит компания в результате использования НМА. Если денежные средства поступают неравномерно за одинаковые сроки, то используется именно этот подход. Стоимость нематериального актива определяется путем преобразования (конвертации) будущей прибыли в текущую стоимость с применением ставки дисконтирования (возможный процент дохода).

3) Сравнительный подход используется только в том случае, если на рынке представлена схожая компания с таким НМА. Аналогичный актив сравнивается с оцениваемым и таким образом определяется стоимость последнего. Но найти действительно схожий объект достаточно сложно, так как все нематериальные активы уникальны. Найти схожий возможно, но полностью одинаковый – нет.

Пример оценки нематериального актива

Определим стоимость товарного знака

Исходные данные:

  • объем реализуемой продукции (Q): 30 000 единиц товара;
  • срок действия исключительного права: 10 лет;
  • цена единицы продукции, которая реализуется под данным товарный знаком (Ц): 15 000;
  • тип производства товаров – серийный;
  • коэффициент производства (К) – 0,25;
  • норма прибыли (Н) – 0,15.

Рассчитаем прибыль от реализуемых товаров: (Н) 0,15 х (Q) 30 000 х (Ц) 15 000 = 67,5 млн рублей.

Стоимость ТЗ: (К) 0,25 х 67,5 = 16 875 000 рублей.

Каждый результат интеллектуального труда уникален. Поэтому при оценке стоимости НМА специалисты руководствуются не только стандартными правилами, но и собственным опытом. Профессиональное оценивание позволит снизить риски инвестиционных вложений, повысить имидж компании и увеличить стоимость всего бизнеса.

Сотрудники бюро «Первоисток» проведут грамотную оценку ваших нематериальных активов и предоставят подробный отчет о проведенной работе. Такой документ вы можете использовать при учете цены проводимых сделок, а также при нарушении ваших прав – в качестве доказательства в суде.

Этапы проведения оценки НМА

1. Консультация по вопросам оценки нематериальных активов.

2. Предоставим список данных, которые потребуются нашему специалисту для проведения оценки.

3. Составим техническое задание для оценки.

4. Оценщик подготовит информацию для оценки актива:

  • проанализирует рынок и примерный потенциал необходимости в использовании оцениваемого актива;
  • составит прогноз будущих денежных потоков в организацию;
  • рассчитает долю актива, которая приходится на прибыль компании.

5. Оценщик проведет оценку нематериального актива:

  • определит подход, который целесообразно использовать для оценки вашего актива;
  • обоснует невозможность/нерациональность применения других подходов;
  • оценит нематериальный актив в соответствии с федеральными стандартами оценки (ФСО).

6. Оценщик подготовит отчет об оценке нематериального актива и проконсультирует по результатам оценки.

Цены и сроки:

Оценка товарного знака по затратному методу:
от 48 000 руб.

По доходному методу:
от 6 000 руб.

Оценка патента по затратному методу:
от 48 000 руб.

По доходному методу:
от 96 000 руб.

Сроки:
10 рабочих дней


Мы гарантируем:

  • icon

    Гарантируем доведение до госрегистрации по договору.

  • icon

    Гарантия конфиденциальности. Согласно п. 2.1.3 договора обязуемся: «Сохранять в тайне всю коммерческую информацию, не относящуюся к категории общедоступной, которую Исполнитель получит от Заказчика в период действия Договора».

  • icon

    Фиксируем цену в договоре и прозрачно прописываем что входит в стоимость

Отзывы

ООО «Микале» выражает благодарность ИП Дубок Александру Анатольевичу, а также эксперту Евглевскому Сергею Ивановичу за плодотворное сотрудничество и помощь в решении задач по патентованию изобретений.

Янченко М.Н.

ООО «Микале»

Генеральный директор

Наша компания ООО «Машиностроительный Инжиниринг» благодарит ИП Дубок Александра Анатольевича за патентный поиск по изобретению и двум полезным моделям, а также их патентование. Работа была достаточно сложной, но в итоге всё получилось!

Результаты работы команды свидетельствуют о высоком профессионализме, всецелой вовлеченности в рабочий процесс и нацеленности на результат.

Огромное Вам спасибо!

Васильев В.А.

ООО «Машиностроительный Инжиниринг»

Генеральный директор

Общество с ограниченной ответственностью "МП2РУ" благодарит вас за проделанную работу в области прав интеллектуальной собственности, связанных с патентованием изобретений и с регистрацией товарных знаков.

В процессе сотрудничества с сотрудниками бюро “Первоисток” мы убедились в их профессионализме, экспертности и умении коммуницировать.

Желаем и впредь оставаться надежным и профессиональным партнером, к компетентному мнению которого клиенты прислушиваются.

Надеемся на дальнейшее взаимовыгодное сотрудничество!

Тыщенко Д. Д.

ООО «МП2РУ»

Генеральный директор

Оставить отзыв

Не нашли нужную информацию? Оставьте заявку на бесплатную консультацию.
video
Видео о компании

«Первоисток» – это патентное бюро, обслуживающее клиентов по всей России и за ее пределами.

Это команда надёжных патентных поверенных, прошедших государственную аттестацию, юристов, дизайнеров и неймеров, готовых помочь с любой задачей в области интеллектуальной собственности.

У нас только высококлассные юристы и аттестованные поверенные
photo
Дубок Александр Анатольевич
Руководитель

Команда

illustration
Остались вопросы — мы вам поможем

Оставьте заявку или обратитесь по телефону. Наш эксперт свяжется с вами в течение 5 минут.